|
|||
Мелентьев В.В. 1. Введение. Недавно в апреле нынешнего года я вдруг неожиданно получил письмо, направленное мне по электронной почте из Ставрополя. Сотрудники отдела краеведческой литературы и библиографии краевой научной библиотеки им. М.Ю.Лермонтова сообщали, что ежегодно у них выходит сборник «Ставропольский хронограф», в котором публикуются статьи о знаменитых людях Ставрополья и о замечательных событиях, происходивших в городе. И далее содержалась просьба «написать статью в хронограф о художнике Дмитрии Лищенко к его 125-летию», так как на сайте семьи Мелентьевых www.melentyev.ru они узнали, что он является нашим родственником. И тут же буквально сразу были присланы странички о Дмитрии Антоновиче из книги ставропольского историка-краеведа Г.А. Беликова «Облик старого Ставрополя» и фотография художника в молодости. Затем я получил еще и экземпляр прекрасной книги, изданной Ставропольским музеем изобразительных искусств, где была помещена статья о Д. А. и репродукции его картин, хранящихся в краевом музее. Получив все эти материалы, я был взволнован и растроган, но испытывал при этом и смущение. Да, с семейством Лищенко мы и в самом деле состоим в родстве, но в очень дальнем. Сын Дмитрия Антоновича – Александр Дмитриевич (Саша), погибший в Отечественную войну при прорыве одного из последних советских конвоев с полуострова Ханко, был мужем моей тетки – родной сестры моего отца Ирины Александровны Мелентьевой. Так что, если бы не война, которая все перепутала в тогдашней жизни, мы были бы родные люди – и, увы, неродившиеся внуки Д.А. стали бы моими двоюродными братьями и сестрами. Наши семьи дружили, и самого Д.А. я еще «застал». Однако лишь «краешком» – во-первых, был мал, а во-вторых, так получилось, что по воле случая 22 июня 1941 года мы оказались в Белоруссии, а Д.А. и все члены семейства Лищенко оставались в блокадном Ленинграде, где Д.А. и скончался. Я прекрасно помню его жену Анастасию Ефимовну и их младшую дочь Лиду уже по послевоенным временам. Помню и художническую атмосферу, царившую в доме на 12-й линии Васильевского острова. Мы общались вплоть до кончины обеих женщин. Сохранилось у меня и несколько картин Д.А., которые, как я предполагаю, неизвестны широкой публике. Короче, я сомневался. Перевесило мои сомнения, когда в Трудах музея, мне присланных в подарок, я увидел трагическое соединение цифр года рождения Д.А. и неизвестной даты и обстоятельств его смерти: «1885 - ?». При виде жутких очертаний этого знака вопроса – столь памятного и страшного для людей, родившихся подобно мне, перед началом Великой Отечественной войны, я испытал чувство боли и сострадания к Д.А. – одному из многих миллионов русских, безвременно окончивших свои года и канувших безвестно в лету. В его судьбе, как и во всей российской нашей жизни, живут еще ужасные последствия войны, 65-й годовщину окончания которой мы нынче отмечаем. На горечь сменилась признательностью к прекрасным русским женщинам – искусствоведам, музейщикам, работникам краевой библиотеки, которые хранят культурное наследие страны, когда я прочитал статью директора музея З.А. Белой, в которой высказывалась надежды, что когда-нибудь «откроются неизвестные страницы о жизни и творчестве Дмитрия Антоновича, заброшенного волею судьбы в Ставрополь». Действительно, опять вмешательство судьбы плюс эта удивительная штука Интернет, через который они меня «нашли» – так что я решился взяться за работу и попытаться, чтобы не прерывалась связь времен и поколений, восстановить хотя бы лишь отчасти отдельные страницы жизни Д.А. Лищенко. 2. Вид на город-крепость Ставрополь-Кавказский с берегов Невы. Для людей старшего поколения, чья молодость пришлась, как у автора этих записок, на 1960-е годы, наша тогда огромная прекрасная страна представлялась одним большим родным уютным теплым домом. Мы застали военную разруху и не понаслышке знали про гигантские потери на полях сражений от Белостока и Бреста до Сахалина и Курил, когда погибших и пропавших без вести оплакивали в каждом городе и в каждой самой глухой далекой деревеньке. И именно поэтому мы искренне сердечно радовались, когда читали, например, в газетах, что в Архангельске построен новый железнодорожный мост через Северную Двину, а в порту Ванино начала работать ледокольная переправа на Холмск и Корсаков, открывшая круглогодичную связь Сахалина с материком. Или о том, что в Литве в Мажейках пущен новый нефтеперерабатывающий завод, а в Дагестане на реке Сулак, по гидроэнергетическим ресурсам не уступающей Неве и Волге, сооружается одна из самых красивых в мире арочных плотин Чиркейской ГЭС, высота которой превышает стодвадцатипятиэтажный американский небоскреб. И что там же, по соседству заложен первый камень в здание консервной фабрики по изготовлению компотов из северокавказских абрикосов и знаменитой гудермесской вишни. При этом мы прекрасно понимали, что с каждым очередным подобным «действом» происходит прибавление чего-то полезного и нужного стране, чем рано или поздно все без исключения смогут когда-нибудь воспользоваться. Или еще. Владивосток, где в это время мы работаем – летаем над Японским морем, театральная афиша, которая нас извещает, что в городе идут гастроли оперного театра «Ванемуйне» из Тарту – интеллектуальной столицы Эстонии, где зародились эстонский театр, с «Женитьбой Фигаро» Моцарта. Или выставка в Южно-Сахалинске бескрайних «льдистых» сине-белых арктических пейзажей самоучки ненца Тыко Вылко, присланной туда Архангельским музеем изобразительных искусств. Чувство общего дома и единого экономического и культурного пространства поддерживалось и сознанием, что все это легко и просто можно увидеть при цене бензина 5 и 6 десятых копейки за литр и стоимости авиабилета из Ленинграда до Тбилиси в 15 рублей, а до Хабаровска чуть больше 30-ти. Так что «странствующих и путешествующих», имеющих возможность свободно и безопасно перемещаться по бескрайним просторам нашей родины, в те годы было великое множество. Ибо в соответствии с принципом «географического детерминизма» повсеместно в России действовал единый прогрессивный транспортный тариф, предложенный еще министром финансов графом С.Ю. Витте: «Дальше едешь, больше скидка»! Ну, а для тех кому, как мне, выпала счастливая удача летать и видеть, как украшается страна, как крепнет наше общее народное хозяйство, это чувство родины было особенно сильным. «Местечковое мышление» отвратительно для творческих людей. Так что мы испытывали огромное удовлетворение от причастности к большому делу, от сознания, что твоя профессия важна, нужна, и что тяжелая опасная твоя работа, твой результат «срабатывает» на созидание родной страны. За 36 лет полетов на борту исследовательского самолета-лаборатории Ил-18 Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова я побывал практически повсюду, где имелись аэродромы с бетонной взлетной полосой длиною более двух с половиной километров. Мы облетали все моря вокруг Советского Союза. И у меня, как память, хранится голубенький с серебристой птичкой на обложке пропуск во все аэропорты СССР. И я могу спокойно подсказать читателю, как нужно добираться из аэропорта в центр города в Баку или в пыльном жарком Красноводске (ныне Туркмен-баши). Или в столичной Риге, или в засыпанном снегами Сыктывкаре, или в Анадыре, закрывшейся вдруг на неделю по причине непогоды и влияния очередного глубокого полярного циклона. А в Хатанге, в Чарджоу и на мысе Шмидта на Чукотке автобус не потребуется – там из аэродрома до гостиницы легко пешком дойти. Трудные, но интересные были полеты. Помню шутки моих пилотов, штурманов, бортинженеров, с кем мы работали под очередной советский спутник: «Лучше один раз в Симферополь, чем семь раз в Амдерму», расположившуюся, если кто вдруг не знает, тоже на южном побережье, но только ледяного Карского моря! Работали мы много и на северном Кавказе. Проводили съемки Главного Кавказского хребта и ледников Эльбруса, питающих Кубань и множество других больших и малых рек на Ставрополье, отрабатывали здесь метод дистанционного зондирования влажности почвы и градоопасной облачности, болезней сельскохозяйственных растений и других возможных применений ИСЗ. Но так получалось, что все полеты в Предкавказье мы выполняли из Адлера или из Сухуми. Уже не помню почему, возможно, что в Ставрополе ВПП была короткой или ее удерживали за собой военные. Но, так или иначе, но в этом городе, расположившемся на 45-й параллели и равноудаленном, соответственно, от полюса и от экватора, увы, я не был. Не посчастливилось! Правда, жил в Ставрополе у меня хороший добрый мой знакомый, и тоже человек летающий – Алексей Иванович Лебедев. Он был военный летчик, не раз смотревший в глаза смерти, и потому ни перед кем не гнулся – знаю это твердо, был прям открыт и честен. Встречались мы, когда оказывались по делам в Москве в командировке, на Ленинском 13, где жил мой дядюшка академик Лев Александрович Мелентьев, о котором речь, в связи с семейством Лищенко, будет впереди, жена которого была сестрой ставропольчанина. В те годы Алексей Иванович был командиром летного отряда в Якутии в Вилюе. В тех золотых краях он работал вместе с сыном – штурманом, а я, как говорилось, летал по всей нашей стране и даже за ее границей в Сенегале в Африке на поиске линз подповерхностной воды в Сахаре и съемках Атлантического океана. Родственные летающие души – он профессиональный летчик, я борт-аэролог, разработчик и испытатель спутниковой аппаратуры для геофизических и гидрометеорологических использований. Так что нам было о чем поговорить, что вспомнить и обсудить за бокалом марочного прасковейского вина или рюмкой уникального ставропольского коньяка. Особенно мне памятны рассказы Алексея Ивановича о военных временах, как они летали за линию фронта на дальние бомбежки и к партизанам. И как это было страшно, когда слепят огни прожекторов и прямо по тебе палят зенитки. И кажется, особенно вначале, что каждый очередной разрыв снаряда непременно твой. Но ничего, все обошлось. А дело было, как объяснял он, в соревновании мастерства пилотов и зенитчиков. Немцы работали отлично, но от верной гибели его спасало чутье и опыт, особое умение, которое приобретаешь, когда тебя не сбили сразу в первый раз, и ты, подобно слаломисту, уже научишься искусству управлять машиной в пространстве в трех измерениях и на предельно кратком промежутке времени. Я понимал его. Подобным образом нам приходилось работать «по грозе» в грозу, где требуется похожее умение пилота понять всю «логику» развития природного процесса и умудриться пройти между разрядов молний на Ил-18, который намного тяжелее и инерционней, чем двухмоторный фронтовой бомбардировщик А-20G «Бостон». И именно Алексей Иванович Лебедев рассказал мне много хорошего и интересного о Ставрополе и Ставрополье, об удивительных красотах южной жемчужины России. Звал к себе в гости. Но как бывает в жизни, все собираешься, откладываешь на потом, которого, увы, не происходит. Потом настали нынешние времена, всех нас разделившие. В итоге не случилось побывать мне на берегах Ташлы, отправиться на озеро Маныч-Гудило, полюбоваться ковыльными степями, полупустынями, горами и холмами, урочищами Ставропольской возвышенности. Летаю я сейчас лишь изредка на съемку гренландского тюленя беломорской популяции, а преподаю в университете аэрокосмического приборостроения, где учатся студенты из разных областей Российской Федерации. Образование стало платным, и поэтому преобладает контингент из «благодатных» нефтяных краев. «Завоевание» последней буржуазной революции, что детям из «депрессивных регионов» стало сложно получить высшее образование. Так что за последние пять-шесть лет у меня была всего одна студентка из Ставрополья. Но я ее отлично помню, она была большая умница – из тех, кого я называю «звездочки», и сделала прекрасный содержательный доклад о Ставрополе. Я читаю ряд дисциплин, в том числе, «Введение в общую экологию». Экология в переводе с греческого – «наука о доме». Поэтому в рамках семинарских занятий по этому курсу я даю студентам задание приготовить реферат на тему экологических проблем тех или иных районов, где они живут или откуда прибыли к нам в Петербург на берега Невы. Зачастую, кстати, приезжие ребята оказываются культурней и образованней, чем «коренные питерцы». И, как я вижу, эти наши семинары и компьютерные презентации отчасти все же компенсируют отсутствие у молодежи возможности увидеть воочию свою страну и развивает в них чувство родины. Так что эта моя толковая студентка ставропольчанка сделала доклад не только о загрязнении воздуха, воды и суши, но и про сам город Ставрополь, как свой дом, про его жителей и их традициях, привычках, увлечениях и настроениях. Поведала историю возникновения Азово-Моздокской части кавказской оборонительной линии, о роли Суворова в создании «города креста», ставшего форпостом российского влияния на Кавказе, и о фельдмаршале князе Григории Потемкине, давшем ему имя. Рассказала она и о проблемах межнациональных отношений в регионе и о заслугах в обустройстве «врат Кавказа» инженера немца В. Шульца, руководившего сооружением защитных валов и рвов на Крепостной горе, и местных греческих купцов Алафузовых, коллекционировавших произведения искусства, чье собрание живописи составило основу музея изобразительного искусства. Рассказала и про многие другие культурно-исторические достопримечательности краевого города. Был упомянут и презираемый народом небезызвестный здешний уроженец, способствовавший развалу нашей страны, но о нем сегодня не будем вспоминать. И все это было подано с умом, сопровождалось фотографиями из Интернета и сделанными самой докладчицей. Так что явно многое запомнилось, осталось в головах у молодых людей, которые в ближайшем будущем получат бразды правления Россией. Но был и есть в моей жизни и еще один ставропольчанин – светлый тонкий лирик, картины которого украшают стены моего дома. Удивительные поэтические его пейзажи радуют взор, способствуют пробуждению художественного чувства. Я имею в виду Дмитрия Антоновича Лищенко, о некоторых счастливых и трагических событиях жизни которого я попытаюсь рассказать в связи со 125-летием со дня его рождения, которое, так получилось, совпадает с празднованием 65-летия Победы. Думаю, что новые поколения не ощущают этого, но у меня такое чувство, что, наконец-то, практически впервые, мы говорим открыто честно о войне и о блокаде Ленинграда, где умирал мучительно и тяжело от голода этот проникновенный нежный думающий художник, и где в ту первую самую суровую военную зиму погиб на Балтике и его сын – старший лейтенант командир минного тральщика Александр, и невероятным чудом спаслись от смерти его жена, дочь и невестка – жена Саши Лищенко Ирина Александровна Мелентьева, тетка автора этих воспоминаний. 3. «Плещут холодные волны»: судьба офицера балтийца Саши Лищенко, сына Дмитрия Антоновича. Так получилось, что после ареста ОГПУ моего деда Александра Николаевича, за «старшего» среди Мелентьевых на все последующие времена стал 22-х летний студент Ленинградского Политехнического института Лев Александрович Мелентьев, мой дядя – брат моего отца, тогда еще не академик. И сейчас, перебирая в памяти минувшее, я вижу, что все главные события в жизни нашей семьи, включая и то, что связывает нас с семейством Лищенко, так или иначе, оказываются замкнутыми на него. Что вольно или невольно, решая все наши большие и малые проблемы, мы руководствовались его советами. Левушка, как его звала Ирина Александра, очень любил младшую сестру, опекал ее, заботился, когда остался ей наместо арестованного отца. С улыбкой вспоминала И.А., как он учил ее «по-умному прикидываться дурой», когда в студенческие годы «органы» попытались сыграть на «непролетарском» ее происхождении и принудить к «стукачеству» на собственных товарищей. Л.А. горячо приветствовал и раннее замужество сестры за Сашу Лищенко, ее сокурсника и сверстника. Саша был тоже 1916 года, родился в Ставрополе до переезда в Ленинград. А для учебы, еще не зная друг друга, оба они выбрали Горный институт, дававший добротное инженерное образование, где встретились и полюбили друг друга. Саша Лищенко с первой же встречи понравился всем нашим. Да, и как мог не понравиться кому-то этот обаятельный русоволосый коренастый юноша, кстати, как говорили у нас в семье, похожий внешне на своего отца, располагавший всех и каждого к себе, как, впрочем, и вся его милая интеллигентная высококультурная семья. Место и дату последней предвоенной мирной общей встречи семьи Мелентьевых, на которой присутствовал и Саша Лищенко, мы помнили всю жизнь. И неудивительно, потому что состоялась она ровно за две недели до начала Великой Отечественной войны на Витебском вокзале в Ленинграде в субботу 7 июня 1941 года. Это невероятно, но на летние школьные каникулы мы с мамой отправлялись в Белоруссию в Бобруйск – навстречу немцам! Вспоминая этот день, все поражались нашему везению, что мы выбрались живыми из пекла первых дней войны. И еще все удивлялись – как будто кто-то подсказал им, что надо придти и попрощаться с нами – так получилось, что со многими, как и с Сашей, мы уже больше никогда не виделись! Ирина Александровна примчалась проводить нас, несмотря на хлопоты по предстоящей защите дипломного проекта, прихватив с собой и неразлучную свою подружку Тамару Григорьевну Коваль, общую любимицу Мелентьевых и Лищенко. В те годы в Ленинграде с транспортом проблемы не было, так что на трамвае от институтской остановки у церкви кавалергардского полка добрались быстро. Вскоре здание их института и эта церковь будут вдребезги разнесены авиационной бомбой. И я помню, как после войны мальчишками мы лазали в ее развалинах, разглядывая с ужасом и любопытством военнопленных немцев, неспешно трудившихся там на разборке битых кирпичей. И обе они еще не знают о том, что из-за войны им придется защищаться даже раньше намеченного срока – в среду 25-го июня! А своих «мальчиков» из группы они пропустят перед собой вперед, когда пойдет уже второй и третий день войны, а ребята торопились поскорей попасть на фронт, чтобы успеть разбить фашистов. Был на вокзале и муж И.А. – лейтенант Саша Лищенко, недавний студент Горного института, который по комсомольско-флотскому набору был направлен на учебу в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Когда он перешел во Фрунзе, И.А. решила вслед за ним тоже переменить профессию. Она прекрасно рисовала и поступила в солидный основанный еще при Николае I архитектурно-строительный институт гражданских инженеров. Там на наших проводах Саша был красив, подтянут, строен в новой командирской форме. Но, не только одеждой и офицерской выправкой нравился он людям.
Рассказывает по телефону из Воронежа Т.Г. Коваль. Ей 92 года, и с семьей Мелентьевых и Лищенко ее связывают, как мы посчитали, 75 лет любви и дружбы. Возраст, вроде бы, почтенный, но голосок, как прежде, чистый звонкий – «девчоночий». Волнуется, торопится, стараясь сообщить побольше, но с мысли, ясной четкой, не сбивается, вспоминая свою Иринку, как продолжает называть она И.А., Сашу Лищенко и Левушку Мелентьева, как он строго он «натаскивал» их перед экзаменами. Смеется, вспоминая о веселом. Как познакомились, читая осенью 1936 года на доске объявлений списки зачисленных в архитектурный институт, когда по воле случая попали в одну группу. И как «гуляли» на скромной свадьбе лучшей, на всю жизнь, подруги с краснофлотцем Сашей Лищенко. Как работала после войны в Баку в архитектурном управлении, и как потом, на счастье до развала СССР, И.А. «перетащила» ее «к себе» в Воронеж. А то грустит, и слышу в трубку, как в ее голосе проскальзывают слезы. Как умирала в свой очередной приезд в Воронеж к дочери Ксения Павловна, мать И.А. Вспоминает и о том, как после выхода на пенсию И.А. вернулась в Ленинград, покинутый после гибели Саши весной 1942-го года. «Саша Лищенко манерами и поведеньем, своей открытостью не был ни на кого похож. Да, и вся его семья, их как будто бы специально подбирали друг к дружке, – рассказывает Т.Г. – И я уже больше не встречала таких людей. Его увидишь, и какая-то искра проскакивает, какой-то особенный контакт сразу возникает между ним и тобою. И никакой там грязи и пошлости. Он был человеком, вызывавшим полное к себе доверие и желание дружбы с ним. Был он плотный крепкий, невысокий ростом, чуть выше Иринки. Смотрелись они рядом замечательно. Я их любила, и они стоили того!». Добавлю от себя. Долгое время у нас хранилась фотография И.А. и Саши Лищенко, сделанная Львом Александровичем, который перед войною увлекался фотографией. Снимались в Таврическом саду – Саша в еще курсантской форме обнимает И.А. за плечи. И внизу подпись, сделанная рукой моего отца: «У послушного руля»! Для современных молодых людей замечу, что это строчка из светлой и чистой довоенной песни «Штурмовать далеко море посылает нас страна!» из кинофильма «Семеро смелых», главные роли в котором исполняли лучшие советские артисты. В те годы, без преувеличения скажу, эту песню знали и распевали все у нас в стране, но военные моряки ее особенно любили. «Никогда, – до последних дней не забуду одну сцену, связанную с Сашей, – рассказывает Т.Г. – Шли мы нашей обычной дружной и веселой «троицей» по Садовой у Сенной площади. Воскресный день, множество народа. Саша в увольнении, поэтому в гражданском. Он в центре, а мы – девчонки по бокам. Смеемся, о чем-то там своем беседуем. И вдруг подходит к нам человек, явно не нищий и не жулик, но у которого, видимо, что-то случилось, и он просит у Саши денег. И тот, ни секунду не раздумывая, опускает руки в карманы, и вынимает оттуда все, что у него было на тот момент – все до последней копейки, и бумажки, и даже мелочь. И, не ожидая ни благодарности, ни слов признательности, передает все это случайно встреченному прохожему, и мы двигаемся дальше. И я так понимаю, – заканчивает рассказ Т.Г. – Сашу нашего тогда тот человек выбрал не случайно из толпы народа. Его увидишь, и сразу чувствуешь и широту его, и щедрость, и душу, распахнутую нараспашку! А как он пел! Послушаешь – не позабудешь. Иринка рассказывала – как-то идет она под вечер после занятий к дому на 12-ю линию. И видит на Большом проспекте вдалеке фигуры в черной морской форме. Это курсанты Фрунзе маршируют перед сном (и до сих пор там это происходит, и я порою тоже вижу, как их выводят на ночь на прогулку). И вдруг запели строевую песню «песельники», как называют флотских и армейских запевал. И сразу среди множества других она признала Сашин голос. Ну, и еще, конечно же, и потому, что очень любили они друг друга!». А тогда на Витебском вокзале он был весел и счастлив по особенному. Еще бы – окончено училище Фрунзе – бывший Морской кадетский корпус, в котором получали образование Ушаков, Нахимов, Крузенштерн и Беллинсгаузен и многие другие великие русские флотоводцы и мореплаватели. И ему, конечно же, – а почему бы нет! – тоже предстоит узнать успех, а, может быть, и славу. Он был смел, и при этом большой шутник, проказник. Моя мама часто вспоминала, как, невзирая на ее страхи, он старался преподать и мне первые уроки смелости и самостоятельности. Приучал к полюбившемуся ему морскому делу, помогал взбираться с кресел на высоченные подоконники и не бояться высоты. Недавно я зашел туда на улицу моего детства. Все изменилось в той бывшей гигантской коммуналке, перестроенной под современный офисный центр. Только и осталось, что окна и подоконники, которые сохраняют еще память о тепле былых времен и о Сашиных проказах и чудачествах! Так что в минуты того последнего прощания с нами Саша был безмерно счастлив – он на пороге светлой и прекрасной новой жизни! Завтра он уходит в море. И пусть их тральщик «Орджоникидзе» невелик и тихоходен, и не последнее он достижение военной науки и техники, но, если придется сразиться с врагами, многое в бою будет зависеть от его выучки и искусства судовождения, от воинского его таланта и мужества! Сначала они направляются в Таллин, а потом на новую базу Балтийского флота Порккала-Удд на полуострове Ханко, взятую в аренду у финнов после их поражения в недавней «зимней» войне. А Ханко – это же легендарный Гангут, символ петровских побед над шведами, запечатленный на ленточке его курсантских «гюйсов»! Увы, ближайшие месяцы окажутся последними в Сашиной жизни. И с Ириной Александровной они смогут увидеться еще только однажды. И в первые мгновения встречи она не узнает мужа. В свои неполные 25 лет он сделался совсем седым! И им еще повезло, и они добрались до Кронштадта. Под огнем береговых финских батарей, уклоняясь от торпед с подводных лодок, отбиваясь единственной своей пушчонкой от немцев, наседавших с моря и с воздуха, доставили в Кронштадт около трехсот солдат и штатских из состава гарнизона военно-морской базы Ханко. Чтобы вывести столько народа, людей на малом тральщике размещали стоя на палубе! Женщин и детей прятали в отсеках корабля, а те, кто были на палубе, не могли уйти и спрятаться и даже сдвинуться со своего места, и при налетах стояли неподвижно, буквально вжимаясь друг в друга, выдержав и это испытание пределов возможностей русского человека. «В другой раз, – недавно нахожу в Интернете, к сожалению, уже после смерти Ирины Александровны, и такую информацию, о том, как воевал наш Саша. – Тральщик «Орджоникидзе» (командир старший лейтенант А.Д. Лищенко, военком политрук И.В. Фролов) подвергся налету двух вражеских самолетов. Комендоры корабля Смирнов и Тучанов метким огнем сбили один из них, а другой отказался от новых атак и скрылся. Управлял стрельбой лейтенант Ш.Д. Фурутин»! Обращаю внимание, что ко времени этого боя Саше было уже присвоено звание старшего лейтенанта! И еще – тоже данные Интернета: «для собственной защиты у командира тральщика имелись в распоряжении из оружия пистолет и пеньковый жилет, дававший возможность держаться на воде не более шести часов». И новой встречи с родными у Саши уже не будет. Вывезти с «красного Гангута» предстояло более 26 000 человек. Поэтому эвакуация с Ханко продолжалась вплоть до полного становления льда на Балтике. Та зима 1941-го года была и ранней с туманами, штормами, а потом и снежными метелями. На счастье, немцы не летали в непогоду. Однако опасность наскочить в мелководном море на мины при этом лишь увеличивалась. Морозы, и сразу крепчайшие, ударили в конце октября, и уже не отпускали. Припай в Финском заливе встал далеко на запад за траверз Хельсинки, оставляя возможность перемещаться только по разводьям и трещинам, отодвигая плавающие – свои и немецкие мины баграми и палками. Сохранить корабль в таких условиях сложнейшая задача. Из восьмидесяти восьми судов, принимавших участие в спасательных операциях, мы потеряли, по официальным документам, двадцать семь. Не вернулся и исчез в просторах зимней Балтики и тральщик старшего лейтенанта А.Д. Лищенко. Может быть, подорвались на мине, а, может, их подбили с воздуха. В любом из вариантов уцелеть там было невозможно. Тех, кто еще живыми оказывались в воде или умудрялись выбраться на лед, немцы жестоко уничтожали – расстреливали с самолетов. Так что пропал, погиб наш Саша Лищенко. Но знаю, что погиб геройски – таким уж он был человеком героической породы. А Ирина Александровна, не получая никаких известий, ждала его, надеялась на чудо. Поэтому не уезжала из Ленинграда, когда была еще возможность. Остались в осажденном городе и Сашины родители.
Оставалась с дочерью и Ксения Павловна. Отъезд их состоялся по льду весенней Ладоги уже в распутицу в конце апреля 1942 года. И на «Большую землю» они попали, когда весь ужас первой блокадной зимы был позади. Как выжили, Богу одному известно. К чувству голода, терзавшему особенно вначале, добавлялась тревога за сына и за дочь. И.А., разрываясь на два холодных и голодных дома, оставалась то с матерью в нашей квартире на улице Петра Лаврова, то шла пешком по льду Невы к семейству Лищенко. Путь до 12-й линии не близкий. Это неплохо – в движении жизнь. Однако опасно – приходилось попадать и под обстрелы. Немцы пристрелялись по скоплениям вмерзших в лед советских кораблей, и били по ним целенаправленно и методично. А однажды осенью, когда трамвай еще ходил, И.А. решила подождать свою «пятерку», идущую от Сашиных родителей в сторону Смольного, на остановке на углу Большого проспекта и 1-й линии возле лютеранской церкви Святой Екатерины. Трамвай теперь там сняли, но каждый раз, когда я проезжаю это место и вижу это прекрасное здание, сработанное русским немцем Георгом Фельтеном, невольно вспоминаю тот «чудесный» случай с И.А., и тех, кому удача в тот день, увы, не выпала. Октябрь 1941 года был холодным со снегом и сильными ветрами. И чтобы чуточку укрыться от холода и ветра, И.А. решает спрятаться под сводом четырехколонного портика церкви, которую закрыли еще при Кирове, «приспособив» ее под дом культуры горняков. Но только отошла, как снаряд попадает прямо в то место, где только что она стояла! И все те люди, с кем только что, какие-то секунды лишь назад обсуждали они вести с фронта, исчезли вдруг с лица земли, как будто их никогда и не было. Погибли, опровергнув пропагандистский большевистский слух, что фашисты не стреляют по Васильевскому острову, где издревле селились коренные немцы Петербурга. Помню и рассказы Ирины Александровны, как надо было по тревоге идти на крышу дома Лищенко для тушения зажигалок. И как темно и страшно одной на чердаке, и как после «отбоя» ругала она здоровенных «мужиков», позорно прятавшихся в бомбоубежище. Как сжигали мебель и как «не поднималась» рука на книги, и пытались выискивать сначала, что «похуже» и не так жалко. Как потом «привыкли» ко всему и при налетах стали оставаться в комнате и забирались под рояль. И как неловко и даже чуточку было смешно оттуда выбираться, и как она почувствовала вдруг безразличие к жизни и смерти. Случилось это в начале 1942-го года, когда умер от истощения Дмитрий Антонович, который, как и все ленинградские мужчины, от нехватки пищи страдал сильней, чем женщины. По осени его, как и других художников, оказавшихся за пределами призывного возраста, вызывали на роспись гигантских защитных маскировочных укрытий на различные культурные объекты и промышленные здания. Потом делился со своими, как особенно хотелось есть, когда работали на маскировке Смольного – дразнили запахи еды, которые к ним доносились из тамошней столовой. Но, как ни надеялись, ничего не перепало сверх блокадной нормы. Лежит теперь он безымянный во рву на острове Голодае (!) – ныне Декабристов, куда свозили трупы блокадников со всего Васильевского, закатанный в асфальт новопроложенного проспекта с чудовищным названием Кима. Обаятельный был человек, глава прекрасного «улыбчатого» семейства Лищенко, где все друг с другом говорили только ласково с приветливой улыбкой. И ей казалось, что люди, подобные Д.А., вообще не умирают, и что даже в ту зиму, холодную голодную и страшную, он не может умереть. Искала Ирина Александровна своего Сашу и после войны. Ей сказали, что будто бы на Балтике есть корабль с именем Лищенко. Но никаких подробностей о смерти мужа узнать не удалось. Осенью 1993 года я был на Ханко на конференции, проводившейся на базе географического факультета Хельсинкского университета, который был посвящен исследованиям ледового режима Балтийского моря. Я положил цветы на воды Финского залива в память о старшем лейтенанте Александре Лищенко.
А недавно в Интернете вдруг обнаружил сообщение о выставке, организованной Ставропольским музеем изобразительных искусств и посвященной Дню города. «Ставрополь дореволюционный и в первые послереволюционные годы представлен на ней исключительно работами Дмитрия Антоновича Лищенко – старейшего профессионального живописца Ставрополья», – так было сказано в статье. Сообщалось и о том, что родился он в Одессе, но с 1912 года жил этом городе. Вначале был учителем черчения и рисования в учительской семинарии, затем, вплоть до отъезда в Ленинград, работал «в практическом институте народного образования». Примечательно, что художник жил и творил в доме своего друга композитора В.Д. Беневского – выдающегося педагога, регента Ставропольского кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери, автора музыки трагической песни «Плещут холодные волны»: Написанная в 1904 году через несколько дней после гибели крейсера «Варяг», эта песня получила второе рождение во время Отечественной войны. В 1941-45 гг. эта вдохновенная величественная песня сделалась поистине народной, когда ее исполнили Краснознаменный ансамбль А.В. Александрова и Государственный русский академический хор под управлением А.В. Свешникова.
Сорок лет разделяют события русско-японской и Отечественной войны, но сердце подсказывает, что есть особая почти мистическая связь в истории создания и в содержании этой песни с судьбой офицера балтийца Александра Дмитриевича Лищенко – сына друга композитора В.Д. Беневского: 4. Разные судьбы картин Дмитрия Антоновича Лищенко. Сколько себя помню, столько помню и картины Д.А. И еще очень хорошо помню, как их становилось все меньше и меньше. Послевоенное время было тоже непростым, и особенно трудно приходилось тем, кто, подобно Анастасии Ефимовне с дочерью, выжили, но остались «без кормильца». Не знаю, уезжали ли они из блокады, но во второй половине 1940-х мы с Ксенией Павловной Мелентьевой, матерью И.А., а моей бабушкой, по-родственному часто навещали их на 12-й линии. Там впервые и увидел я, и рассмотрел внимательно работы Д.А., развешанные по стенам и спрятанные в большие папки и картонные коробки. Лидия Дмитриевна работала тогда в универмаге ДЛТ – зарплата продавщицы гроши. К тому же, с детства у нее были больные ноги, добавьте и последствия войны, поэтому ей требовалось постоянное лечение. Ленинград в те годы был «завален» антиквариатом, так что приходилось буквально за копейки сдавать в художественные лавки и салоны единственное их богатство – картины Д.А. В нашем семействе ситуация тоже была не из простых, да и предложить Анастасии Ефимовне деньги «за просто так» было невозможно. Она была горда и независима, и об этом не могло быть и речи. Ирина Александровна после войны уехала в Белоруссию, где работала архитектором на восстановлении Витебска, а потом Минска. Там снова вышла замуж, и сына от второго брака в память Саши Лищенко назвала Александром. Бывая в Ленинграде, старалась помогать осиротевшему семейству Лищенко. Пыталась брать к себе А.Е., но это было сложно из-за болезни Лиды – Лидушки, как все ее у нас называли. Кому-то наша семья может показаться патриархальной несовременной. Но так уж было издавна заведено у нас поддерживать друг другу. Выход из положения нашла еще одна из моих тетушек – Екатерина Александровна Мелентьева. Придуманная ею идея была проста. Анастасия Ефимовна хорошо готовила, а они с мужем предельно заняты, поэтому, чтобы освободиться от забот по дому, приглашают ее к себе и, соответственно, оплачивают всю ее работу. Но жить она будет не как прислуга, а как равноправный член семьи. А.Е. согласилась на эти «взаимовыгодные» условия. Зимой жила у них подолгу на Греческом проспекте, а на лето они забирали ее с собой в деревню. Сохранилось много общих фотографий и шутливых стихов Екатерины Александровны, посвященных многочисленным талантам и достоинствам вдовы Д.А. Иногда на лечение Лиды требовались очень большие деньги, и тогда Е.А. предложила покупать у нее картины Дмитрия Антоновича, чтобы они не уходили «на сторону» из нашего общего дома. Так, благодаря мудрой «придумке» детской писательницы Е.А. Мелентьевой, кое-что из работ Д.А. все-таки у нас осталось. «Ах, война, что ты, подлая, сделала!», – как точно обозначил поэт все происходившее в России с людьми той генерации. Увы, Анастасия Ефимовна и Лида прожили недолго. А.Е. была человеком верующим, и я хорошо запомнил первый в моей жизни торжественный ритуал церковного прощания с ней в одном из красивейших в Санкт-Петербурге пятиглавом с изящной трехъярусной колокольней Князь-Владимирском соборе, выстроенном Антонио Ринальди на Петроградской стороне. По завещанию А.Е. ее отпевали там, где находилась в те годы одна из главных православных святынь – икона Казанской Божьей Матери и где молитва не прерывалась на протяжении всех безбожных большевистских лет. Потом мне довелось хоронить и дочь Д.А. – прощание с Лидией Дмитриевной происходило в скромной часовне при больнице Мечникова. Не знаю, работал ли Дмитрий Антонович в 1930-е годы. Наверняка, работал, ибо в то время понятие свободного художника отсутствовало. Но, жил он, так получилось, в Ленинграде, как и в Ставрополе, в здании, напрямую связанном с народным образованием. В их доме № 5/34, расположенном на углу 12-й линии, когда-то находилась знаменитая 7-я Петербургская гимназия, готовившая мальчиков для поступления в Первый Морской кадетский корпус и другие военно-морские учебные заведения, позже преобразованная в 1-е Санкт-Петербургское реальное училище. Учился здесь в их доме, к примеру, выдающийся русский писатель Всеволод Гаршин. Семейство Лищенко располагалось в бывшем директорском корпусе, в огромной коммуналке, вернее сразу в двух, где у них было по комнате. Одна – большая на 3-м этаже, которая являлась частью бывшей домовой церкви Православного братства святителя Иннокентия Иркутского, а другая – совсем крохотная на последнем, добавленном уже при большевиках. Весь этот прекрасный старинный дом, в строительстве которого принимал участие талантливый гражданский инженер В.А. Косяков, был сильно перестроен, и его изысканная первоначальная архитектура искажена. А в 1980-х годах замуровали и так украшавший его парадный вход с 12-й линии, которым пользовались Лищенки и до, и после войны. Превращенный в унылую безликую казарму дом вошел в состав училища Фрунзе, занимающего весь квартал от Невы и до Большого проспекта, и нынче выглядит ужасно. Людей, в нем живших, расселили по городским окраинам. В итоге неизвестно, что стало с собранием картин Д.А. У Лиды оставалась дочка Ляля, которая изредка, бывало, заходила к нам, но в начале 1990-х годов она исчезла из поля зрения Мелентьевых. Муж у нее был еврей, и возможно, они эмигрировали в Америку или Израиль. Звоню в Воронеж Тамаре Григорьевне Коваль, о которой уже упоминалось выше. Она, как и Ирина Александровна, архитектор и тоже рисует, что важно для последующего повествования. Привожу некоторые из ее рассказов:
Был всегда очень углублен в себя, в свою работу и очень спокойный, сдержанный, несуетный приятный думающий человек. Вид у него был труженика, рабочего интеллигента – была раньше такая категория людей в Ленинграде-Петербурге. На первый взгляд, ничего не выдавало в нем человека искусства. Милый, очень милый благородный русский человек со спокойной блуждающей полуулыбкой. Добрая улыбка простого русского человека, но, конечно же, интеллигента. Выражения и цвет глаз его не помню. Не помню, и чтобы он смотрел тебе в глаза, весь в своих мыслях, сосредоточен. Молчалив, не помню его рассказов и чтобы вспоминали Одессу или Ставрополь. Судя по фамилии, они украинцы, но он не был ни смугл, ни черен, не темноволос – «русявый», так говорили раньше про таких людей в России. Встречались с Д.А. на обедах – он работал внизу в большой комнате в «гостиной» ее части, а мы с И.А. готовились к занятиям в верхней комнатушке, в которой после женитьбы они располагались с Сашей, когда ему случалось выбираться в увольнение. А иногда он приглашал обеих девушек к себе в училище на вечера на танцы, и они втроем дружной своей компанией ходили во Фрунзе, располагавшееся по соседству через дом. Сама эта их комнатушка была подобна школьному пеналу шириной в солдатскую кровать и тумбочку при ней и тянулась узкой длинною кишкой от входной двери до узкого тоже окошка. Дом был угловой и возвышался над соседней низкою застройкой, с большим прозрачным застекленным лифтом на главной лестнице, и поэтому было прекрасно видно, кто и куда в нем едет. И еще, что характерно – жильцов и наверху, и в нижней части квартиры Лищенко было множество, но атмосфера в обеих коммуналках была такой, что ни соседи им, и ни они соседям не мешали своим присутствием. Анастасия Ефимовна была невысокого роста, всегда с улыбкой и вся такая пухленькая и подвижная, заправляла хозяйством в доме, готовила, кормила. Стол был неприхотливый, но очень вкусный для нас студентов – мы, ведь, питались всухомятку и кое-как, почти как современные бомжи. Особенно вкусными казались винегреты. За обедом Д.А. всегда ел только деревянной ложкой. Спокойный и неразговорчивый молчун он смотрел на нас, совсем еще девчонок, покровительственно. Он, да и все остальные Лищенки, мне нравились – милые приятные приветливые люди, и со словами и без слов. И это правда, что бывает много доброты в молчании! Их общая главная комната была очень большая – метров сорок с высоченным под 5-6 метров потолком. Входишь из коридора и сразу слева ширма, которая от двери и до огромного широкого окна перегораживает все пространство комнаты, подразделяя ее на две неравных части. Это была даже не ширма, а множество выстроенных в длинный ряд больших академических мольбертов с картинами. И все это были, конечно же, работы маслом. На одних Д.А. еще только лишь что-то прикидывал, обдумывал, набрасывал и прорисовывал какие-то детали – вся главная работа была там впереди. Другие стояли закрытые накидками, а третьи – были совсем готовые полностью законченные пейзажи. За ширмой находилась «спальня» – кровати и прочие всякие домашние семейные дела и «причиндалы». Большой обеденный стол располагался перпендикулярно к наружной стене дома, а справа от него в углу стоял большой диван, принадлежавший Лиде. У дочери Д.А., хоть и болели ноги, но она была мускулистой сильной, и вечно прыгала, резвилась в этом своем закуточке. И тоже, как и родители, была приветлива, улыбчива и дружелюбна. Достоинством этой огромной комнаты, ее главным удобством для художника было окно, выходившее на 12-ю линию. Оно было не только широким, но и высоким с круглым полуциркульным обводом в верхней части. Это был не эркер, а именно окно, оставшееся от домовой церкви, смотрящее на северо-запад и дававшее с утра до вечера хороший ровный свет. Удивительно, но после перестройки эти полуциркульные окна сохранились. С этим окном у Т.Г. связано и одно комичное воспоминание. Перед экзаменом по металлическим конструкциям обе они с И.А. ужасно волновались. Анастасия Ефимовна дала им успокоительные таблетки, а, когда девушки ушли, вдруг обнаружила, что перепутала и дала им слабительное. Когда же возвращались после сдачи экзамена и подходили к дому, стоящему по красной линия застройки от Невы, увидели, как из этого огромного окна торчали все Лищенки. И даже невозмутимый Д.А., обеспокоенный судьбой подружек, в тревоге свешивался через подоконник. А нам, – смеется Т.Г. – молодые были, как с гуся вода! Чихня!», – любимое шутливое ее словечко! Разговор был долгий. Подходит пора прощаться, и я прошу прощения, что утомил Т.Г. Ее ответ я непременно должен привести, ибо он характеризует всех тех, кого мы вспоминали и уровень их отношений: «О чем ты говоришь! Этот разговор украсил мои дни. Я словно вновь побывала в тех временах, когда нам было так хорошо! А теперь я снова возвращаюсь к состоянию 92-х летней одинокой мухи», – так закончился наш разговор с Тамарой Григорьевной Коваль, последней на этом свете из тех, кто знал и глубоко по-настоящему любил и любит художника Дмитрия Антоновича Лищенко и его семью. Д.А. очень любил сирень и много рисовал ее, когда «весенний наступает день, чарует рокот соловьиный, и людям снятся сны обманывающей их весны». В его собрании было немало праздничных сиреневых пейзажей с цветущею сиренью.
Тот довоенный Ленинград тогда еще не стал нынешним гигантским мегаполисом, переполненным автомобилями, заваленным полиэтиленом, с балконами, забитыми досками и горбылем. И летом, и зимой Васильевский был вымыт, вычищен до блеска, а в мае и в июне он смотрелся как большой цветущий соловьиный сад. Большой проспект и линии, а даже большинство дворов были буквально залиты сиренью. От 12-й к 14-й линии и дальше к Гавани тянулся сплошной сиреневый ковер. Белыми ночами окна в квартире Лищенко держали настежь открытыми, так что и на последнем 5-м этаже стоял их нежный волнующий чуть горьковатый аромат. Последние кусты сирени здесь вырубили только в 2000-е годы – расширили парковку для машин! А в те годы Анастасия Ефимовна, по просьбе мужа, приносила в дом сирень огромными охапками, и он их рисовал, чтобы потом дарить букеты жене, дочке, невестке и Т.Г. и всем своим женщинам, приходившим в их дом. Сирень, ведь, для того и существует, чтобы ее ломали и дарили! Весенних сиреневых картин с лиловой и почти что черной, белой и махровою персидскою сиренью у Д.А. было немало. Но он пытался рисовать ее и в зиму. Т.Г. вспоминает одну большую зимнюю картину маслом заснеженного сада. В центре садовая дорожка, а в левой половине замерзшие кусты раскидистой сирени, придавленные тяжестью соединенных вместе белых снежных шапок, повисших на ветвях. Справа – белый дачный домик, крылечко, лесенка и часть стены. День солнечный, и солнце, как можно догадаться, располагается где-то слева за картиной и не очень высоко. И в результате при неярком зимнем освещении на снегу возникли на короткое мгновение тончайшие узоры неровных длинных теней от кустов сирени, умело схваченные внимательным художником. Увы, нынешнее местонахождение этой работы неизвестно. Я тоже помню, как живые, утерянные дивные лиричные сирени наблюдательного молчуна Дмитрия Антоновича Лищенко. И каждый раз, когда их вспоминаю, всплывают в памяти стихи сиреневого цикла Северянина и звуки музыки романса «Сирень моей весны» Рахманинова – объединенного творения двух русских гениев серебряного века. Помню и осенние пейзажи Д.А. Это были акварели Михайловского сада – «императрицына» или Третьего летнего, как его обозначали на старинных картах.
Для тех, кто Петербург не знает в совершенстве, скажу, что он является одним из самых красивых парков северной столицы, и расположен в центре поблизости от Невского проспекта и храма Спаса на Крови. Его ограничивают Мойка, канал Грибоедова, Садовая улица и прекрасный россиевский Северный фасад главного здания Русского музея. Устроенный Растрелли по приказу императрицы Елизаветы Петровны в модном в 1740-е годы регулярном стиле, он был крестообразно разлинован аллеями, деревья на которых высаживались в виде длинных коридоров или хитроумных зелёных лабиринтов. Он был украшен цветниками, клумбами и мраморными статуями. Здесь были пруды для разведения рыбы к царскому столу. За парком хорошо следили, оградили золочёной кованой решёткой, деревья аккуратно подстригали. Однако за 200 лет своего существования «императрицын сад» сильно сдал, состарился и одряхлел, но приобрел при этом неповторимое своеобразие и красоту. Поэзию его закатной старости сумел запечатлеть в своих картинах Д.А. Лищенко. Их было немало, и не все они равны по силе своего воздействия на зрителя. У меня же перед глазами стоит прозрачная безлюдная просторная центральная аллея Михайловского сада, идущая от сохранившейся поныне решетки на Садовой улице параллельно Мойке в сторону церкви Спаса на Крови. Очарование красок осени, многообразие оттенков опавших и еще удерживающихся на деревьях последних листьев, соединенье крон и сомкнутых ветвей могучих приземистых дубов, высоких лип, обнаживших свои старые болячки, наросты и шишки, дупла, изъеденные временем и непогодой. Но все эти деревья живы, они не умерли и к будущей весне способны будут пробудиться, чтобы дать новые зеленые побеги. Такова сила искусства – я видел эти акварели десятки лет тому назад, но интонация печали и надежды старости, которую сумел поймать этот удивительный пронзительный художник, мне помнится. Ирина Александровна говорила, что, вроде бы, Д.А. был учеником Серова, только которого не сообщила. Вспоминала она и о его художнических контактах и взаимодействиях с Кустодиевым и Репиным. Теперь о том, что сохранилось. К сожалению, осталось мало. Большинство работ Д.А. пропало в войну, при переездах, после смерти наследников и вынужденной смене владельцев. И все же. Начну с того, что перечислю все мне известные картины, которые, так скажем, были в поле моего зрения, и кратко опишу то, что недоступно для обозрения широкой публике. Так получилось, что в большинстве из оказавшихся у нас работ Дмитрий Антонович много и, на мой взгляд, удачно экспериментировал со снегом, пытаясь запечатлеть его в самых разнообразных состояниях. И солнечным морозным зимним днем,
и в весенний ясный полдень
или, наоборот, – в предзакатную пасмурную погоду, когда снег тает и становится бесформенным раскисшим,
или, наоборот, покроется вдруг жесткой корочкой искрящегося наста.
Как объяснил мне один художник профессионал, с которым мы разговорились на репинской Академической даче под Вышним Волочком, где охотились с Л.А. Мелентьевым на вальдшнепов, очень трудно рисовать свежевспаханную землю. А еще труднее фиксировать на холсте и на листе бумаги сложную субстанцию сухого и влажного снега и передать все множество оттенков белого цвета и их быстроменяющуюся перемену. Я очень люблю искусство Д.А., и особенно мне нравятся его «Тени на снегу», «Весенний лес» 1933 года и еще «Петрославянка, 1925 год».
Петрославянка, для справки – это ближний пригород Санкт-Петербурга, и в этой работе мы видим перекличку с «Невинномысской улицей в Ставрополе», хранящейся ныне в Краевом музее изобразительного искусства.
Д.А. Лищенко не только замечательный художник-пейзажист, работы которого наполнены жизнью, радостны и оптимистичны.
Но он еще и мастер бытовой зарисовки, как некоей составной части выстраиваемого им пейзажа, который оживляется предметами и приметами обитаемого жилья, маленькими человечками, фигурками животных, размером почти как на рисунках на рисовом зерне, которых он искусно располагает на среднем и даже на дальнем плане. И все они – спешащие или застывшие – узнаваемы и действуют активно на восприятие зрителем запечатленной на картине части мира.
Кому-то работы Д.А. могут показаться статичными. Но нет – это особый сознательный прием талантливого мастера: «Остановись мгновение – ты прекрасно»! Но при этом быстролетно и быстротечно! И, чтобы показать всю свою значимость и красоту, все замерло в природе – вода и лес, река и лужи посередине деревенской улицы, дома с заснеженными крышами, кусты, деревья и даже их тени на сугробах. По этой же причине остановились на какую-то секунду редкие прохожие, старый священник, извозчик с лошадью и баба у монастырского колодца. Все на картине замерли, застыли, и это подобно стоп-кадру в кинематографе. Зритель, подожди и ты, не торопись, не суетись, внимательно вглядись и полюбуйся вместе с художником на незатейливую прелесть окружающего мира. Пройдет еще одно короткое мгновение, он даст команду, и природа снова заживет своей быстротекущей жизнью, и все в ней стронется, а люди пойдут и будут дальше жить и действовать привычно, как всегда. Каким-то чудом сохранилась и, по-видимому, самая последняя большая работа Дмитрия Антоновича, написанная маслом. Она была завещана мне Екатериной Александровной Мелентьевой. Картина подписана и сопровождается текстом на обратной стороне холста, сделанным собственной рукой художника: «Киев. Аллея в солнечный день, 1941 год, 125 х 81».
На полотне запечатлен не просто ухоженный прекрасный сад, а сама мечта о счастье и гармонии в человеке, в душе его и окружающей природе, сомлевшей от жары в безветрии, согретой солнцем мирной жизни, где царствуют покой и красота. И тот же, когда-то еще в молодости найденный прием застывшего стоп-кадра – незабываемый неповторимый день, цветущие роскошные сирени, игра теней и света на песке дорожки и траве. И в голове опять всплывает Игорь Северянин и его поэза: И еще. В Киеве сирень цветет и набирается полной силы, как в этой замечательной работе Д.А., во второй половине апреля – начале мая. И из этого можно сделать вывод, что за полтора-два месяца до начала Великой Отечественной войны он был у себя на малой родине на Украине. Оттуда ему посчастливилось выбраться, чтобы через полгода умереть от голода в блокаду. Так что эти светло-лиловые и белые сирени весны 1941 года оказались его прощальным величальным гимном солнцу, свету, величию и красоте природы! Эту картину, являющуюся, на мой взгляд, одним из самых совершенных творений этого большого мастера пейзажа и подводящею итог всей его жизни, увы, недолгой и так трагически закончившейся, я подарил впоследствии Ирине Александровне Мелентьевой, вдове погибшего на Ханко Саши Лищенко, как память о Д.А. и его семье. Картина велика размерами и могла бы вполне украсить пространство большого музейного зала. К сожалению, авторская рама картины «Киев. Аллея в солнечный день», которая была массивна, широка, подобрана самим художником под цвет и тон картины и холста, после смерти И.А. была заменена ее наследниками. Там же находится сейчас и акварель «Аллея заглохшего сада», которая явилась, по-видимому, одной из пробных версий при работе Д.А. над циклом Михайловского сада. О местонахождении других картин Д.А., что, наверное, важно для музейных работников – «Дачный домик в снегах» и «Весенний лес» принадлежат моему сыну Александру Владимировичу Мелентьеву. «Петрославянка, 23 х 18 см» и «Тени на снегу, 17 х 17,5 см» находятся у меня, большая картина маслом «Ранняя весна» – у наследников академика Л.А. Мелентьева в Москве. Рамки на всех этих картинах не авторские – они были подобраны по моей просьбе художниками багетчиками из известной в Петербурге мастерской на ул. Пушкинской, д. 10. 5. Заключение. Да, безусловно, жизнь страны переменилась в последние десятилетия, а с нею и наши надежды и мечты. Тревогу о будущем России и существующей тенденции на разрушение ее единого экономического и информационного пространства, на разрыв культурных связей между регионами высказывают нынче многие. Но ситуация не безнадежна. Надо только «не опускать в бессилье рук», и, не дожидаясь озарений сидящих на Москве питерских мальчиков, начинать работу по консолидации здоровых сил в российском обществе. И это, ведь, не в первый раз случается у нас в России. Вспомним, сколько прекрасного народа мы потеряли в минувшую войну. При всем своеобразии таланта Дмитрия Антоновича, история его семьи типична. Они и не герои, но и не жертвы. И они страдали и погибли не напрасно, сберегая, все, что любили и о чем мечтали. Они работали и воевали, положили жизни во имя чести, славы и будущего своей страны, сохранив ее для новых поколений. Ну, а наша задача, как бы ни брюзжали мы на нынешнюю молодежь, есть в ней еще ставропольские «звездочки» и «звезды», и надо помочь им разобраться в устройстве мира и показать всю красоту прекрасной и пока еще огромной нашей родины, как это делал замечательный русский художник пейзажист Дмитрий Антонович Лищенко. Надо сделать все, чтобы их стало больше, чтобы сделались они, как минимум чуть-чуть похожими на нас, но лучше, чтобы превзошли предшествовавшие поколения результатами своего активного труда. Благодаря науке и искусству, изобретению Интернета, а самое главное – благодаря неустанному стремлению и желанию «россиян» жить вместе, иметь одну страну, одну судьбу, общаться, искать и разрабатывать национальную идею снизу изнутри своей страны, выискивая все то, что нас объединяет, мы русские мобилизуемся, преодолеем центробежные силы и остаемся единой общностью – одним народом. Мы справимся – я верю! Об авторе. Об авторе. В.В. Мелентьев – доктор физико-математических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), ведущий научный сотрудник Международного Центра по окружающей среде и дистанционному зондированию имени Нансена. Специалист в области космического землеведения, спутниковой метеорологии и океанографии, ученый с мировым именем (internationally-known scientist), автор более 350 научных работ, включая ряд монографий, опубликованных за рубежом ведущими мировыми книгоиздательствами. Член Русского географического общества и Союза Петербургских ученых, член ассоциации российских полярников и Совета по морским млекопитающим РФ один из ведущих российских экспертов в области исследований ледовых форм морских млекопитающих и среды их обитания. Семья Мелентьевых находится в дальнем родстве с художником Д.А. Лищенко. | |||
|